Основные публикации и монографии

Избранные статьи

  Вязовская В. В. Место имён собственных в формировании языковой и речевой компетенции / В. В. Вязовская // Материалы Межвузовской научно-методической конференции «Международное образование: Теоретические и прикладные аспекты» – Воронеж: ВГТА, 2006. – С. 14–18.
  Вязовская В. В. I уровень VII Фестиваля русской речи иностранных студентов вузов России: порядок работы и методическое обеспечение / В. В. Вязовская // Поиск. Опыт. Мастерство: актуальные вопросы обучения иностранных студентов. Сб. статей. – Вып. 16. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2012. – С. 4–7.
  Данилевская Т. А. «Русский язык в песнях»: практика применения на фестивалях русской речи / Т. А. Данилевская // Русский язык за рубежом. — Москва, 2015. – № 1. – С. 43–49
  Данилевская Т. А. Обучающий программный комплекс «Русский язык в песнях» / Т. А. Данилевская // Динамика языковых и культурных процессов в современной России: материалы III Конгресса РОПРЯЛ. – Санкт-Петербург: Изд. дом МИРС, 2012. – Т. 2. – С. 575–578
  Данилевская Т. А. Учебно-тестовая система ИМО ВГУ / Т. А. Данилевская // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2012. – № 2. – С. 209–212
  Жидкова Ю. В. Речевая адаптация в лингвострановедческом аспекте на начальном этапе обучения русскому языку иностранцев / Ю.В. Жидкова // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – Выпуск № 9. – Воронеж, 2013. – С. 55–60
  Жидкова Ю. В. Устная форма научной речи и ее место в системе обучения русскому как иностранному / Ю. В. Жидкова, Н. В. Федотова // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – Выпуск № 15. – Воронеж, 2014. – С. 33–38
  Жидкова Ю.В. Художественный текст на занятиях по РКИ / Ю.В. Жидкова // Военно-воздушные силы – 100 лет на страже неба России: история, современное состояние и перспективы развития. Ч. 8. Совершенствование профессиональной подготовки специалистов в военном вузе при изучении общеобразовательных дисциплин. Сб. научных статей. – Воронеж: ВАИУ, 2012. – С. 130-134
  Зырянова М. Ю. Использование аутентичного текста при изучении причастий / М. Ю. Зырянова // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: Материалы 3-й Межд. научно-метод. конф. – Воронеж: Импри, 2014. – С.117–120.
  Кашкин В. Б. Гетеростереотип китайцев как источник возможных деструктем в межкультурной коммуникации / В. Б. Кашкин, М. Е. Трубчанинова // Китайская лингвокультура в современном глобальном мире: коллективная монография. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного педагогического университета «Перемена», 2010.– С. 262–280.
  Клепацкая Я. В. Глагольно-именные словосочетания русского языка в методическом аспекте / Клепацкая Я. В. // Поиск. Опыт. Мастерство: актуальные вопросы обучения иностранных студентов: сб. статей. - Воронеж: Изд.-полиграф. центр ВГУ, 2012. - Вып. 16. - С. 8-10.
  Кожевникова Е. В. Глава 2.3. Специфика образовательной системы и преподавания русского языка в КНР / Е. В. Кожевникова // Китайские, вьетнамские, монгольские образовательные мигранты в академической среде.— Томск, 2013.— С. 232–250
  Кожевникова Е. В. Интенсификация обучения будущих экономистов языку специальности на этапе довузовской подготовки / Е. В. Кожевникова // Преподавание общеобразовательных предметов на русском языке в иноязычной аудитории: Международный научно-практический семинар.— Москва, 2014.— С. 46-51
  Новикова Т. Ю. К вопросу о формировании грамматических навыков на начальном этапе / Новикова Т. Ю., Сарафанникова О. А., Шабалина Г. И. // Поиск. Опыт. Мастерство: Актуальные вопросы обучения иностранных студентов: сб. ст. — Воронеж, 2007.— Вып. 11. - С. 54–63.
  Новикова Т. Ю. Компьютерные технологии в обучении русской фонетике / Т. Ю. Новикова, И. Е. Шигина // Поиск. Опыт. Мастерство: Актуальные вопросы обучения иностранных студентов.— Воронеж, 2011.— Вып. 15. - С. 163–169
  Новикова Т. Ю. Типология видеоурока по научному стилю речи для довузовского этапа обучения иностранных учащихся / Новикова Т. Ю., Олейникова О. Н. // Преподавание и изучение русского языка и литературы в контекстесовременной языковой политики России: Материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. РОПРЯЛ.— 2002.— С. 172–173
  Олейникова О. Н. Стратегия и тактика создания современных учебников русского языка как иностранного глазами преподавателей-практиков / О. Н. Олейникова [и др.] // Мир русского слова.— Москва, 2006.— № 3. - С. 82–86
  Олейникова О. Н. Из опыта создания видеокурса для начально-среднего этапа обучения русскому языку как иностранному // Мир русского слова. — Москва, 2000.— № 4.— С. 77-79
  Олейникова О. Н. Использование информационных образовательных технологий в учебном процессе на кафедре русского языка довузовского этапа обучения иностранных учащихся Института международного образования / О. Н. Олейникова, Т. А. Данилевская // Динамика языковых и культурных процессов в современной России: материалы III Конгресса РОПРЯЛ.— Санкт-Петербург, 2012.— Т. 2. - С. 609-612
  Олейникова О. Н. Проблемы организации тестирования по РКИ на подготовительном факультете ВГУ и пути их решения / Олейникова О.Н. // Поиск. Опыт. Мастерство: Актуальные вопросы обучения иностранных студентов: Сб. ст. — Воронеж. — 2001 .— Вып.4.— С.12-15.
  Распопова Т. И. «Время учить русский»: концепция и содержание учебника по РКИ для среднего этапа обучения / Т. И. Распопова [и др.]. // Русский язык за рубежом.— Москва, 2005.— № 3–4. – С. 17–20
  Распопова Т. И. Классификация возвратных глаголов в дидактических целях / Т. И. Распопова, Н. А. Китаева // Поиск. Опыт. Мастерство: Актуальные вопросы обучения иностранных студентов.— Воронеж, 2013.— Вып. 17. - С. 55–58
  Сарафанникова О. А. Обучение русскому языку в учебно-профессиональной сфере общения на начальном этапе довузовской подготовки иностранных учащихся / О. А. Сарафанникова // Профессионально направленное обучение русскому языку иностранных граждан: сб. материалов международной научно-практической конференции. т. 3. – МАДИ, Москва, 2010. – С. 43–46.
  Сарафанникова О. А. Особенности семантики глагольной лексики в научных медико-биологических текстах / О. А. Сарафанникова // Вопросы современной лингвистики. Международный сб. научных трудов. Вып.1., Воронеж: Научная книга, 2005. – С. 65–70
  Скрипкина Е. Е. Арабские пословицы как источник отражения образа жизни народов / Е. Е. Скрипкина. – Интернационализация современного российского образования: материалы II Международной научно-практической конференции/ Воронеж. гос. ун-т инж. технол. – Воронеж: ВГУИТ, 2011. С. 109–113
  Трубчанинова М. Е. Обучение русскому языку китайских стажёров / М. Е. Трубчанинова // На пересечении языков и культур: Актуальные вопросы гуманитарного знания: межвузовский сборник статей. – Киров: Издательство Вятского государственного гуманитарного университета, 2013. – Вып. 4. – С. 226–230.
  Трубчанинова М. Е. Реальная и виртуальная составляющие обучающей среды / М. Е. Трубчанинова // Динамика языковых и культурных процессов в современной России: материалы III Конгресса РОПРЯЛ (Санкт-Петербург, 10–13 октября 2012 г.). – Санкт-Петербург : МИРС, 2012. – Т. 2. – С. 626–628.
  Трубчанинова М. Е. Этнокультурные дискурсивные стратегии и их реализация в русской речи носителей китайского языка / М. Е. Трубчанинова // Язык, литература, ментальность: разнообразие культурных практик: материалы 2-й Международной научной конференции. – Курск, 2009.– Ч. 1. – С. 196–200.
  Шигина И. Е. Записки преподавателя РКИ: из опыта преподавания русского языка в Испании / И. Е.  Шигина // Русский язык за рубежом. – Москва, 2008. – №3,– С. 75–78
  Шигина И. Е. Из опыта преподавания фонетики русского языка в Испании, или «Как начать? / И. Е.  Шигина // Русский язык в многополярном мире: новые лингвистические парадигмы диалога культур: Сб. статей международной научно-практической конференции, посв. 50-летию образования РУДН. – Москва, РУДН, 2009, С. 354–357
  Шигина И. Е. Семантическая характеристика некоторых существительных с абстрактным значением (сопоставительный аспект) / И. Е.  Шигина // Мир русского слова. – Москва, 2004. – № 2. – С. 118–121

 

Учебники и учебные пособия

  Акаткина Е. Ф. Научный стиль речи: учебное пособие для иностранных студентов-филологов (базовый и I сертификационный уровни) /Е. Ф. Акаткина; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования, Каф. рус. языка довуз. этапа обуч. иностр. учащихся. – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2011. – 136 с.
  Акаткина Е. Ф. Научный стиль речи: учебное пособие для иностранных студентов-филологов (базовый и I сертификационный уровни) / Е.Ф. Акаткина; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования, Каф. рус. языка довуз. этапа обуч. иностр. учащихся.— 2-е изд., испр. и доп. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2014.— 136 с.
  Время учить русский -2: Учебник русского языка для иностранных учащихся центров довузовской подготовки иностранных граждан / Е.Ф. Акаткина [и др.]; [под общ. ред. Е. Ф. Акаткиной и О.Н.Олейниковой]. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2013. – 164 с.
  Давайте поиграем!: учебное пособие / Т.И. Распопова [и др.]; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования.— Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2007.— 50 с.
  Данилевская Т. А. Научный стиль речи: учебное пособие для иностранных студентов гуманитарных специальностей / Т.А. Данилевская, В.В. Вязовская; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования, Каф. рус. языка довуз. этапа обуч. иностр. учащихся.— Воронеж: Воронежский государственный университет, 2014.— 174 с.
  Кожевникова Е. В. Материалы по языку специальности (экономический профиль): книга для преподавателя / Е.В. Кожевникова; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования.— Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2007.— 227 с.
  Кожевникова Е. В. Материалы по языку специальности для будущих психологов и педагогов: учебное пособие для иностранных учащихся / Е.В. Кожевникова, В.А. Коськова, Т.И. Старикова; Воронеж. гос. ун-т; Ин-т междунар. образования.— Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2006.— 170 с.
  Кожевникова Е. В. Сборник тестовых заданий по русскому языку как иностранному / Е.В. Кожевникова, Т.И. Распопова, Н.М. Федосова; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования.— Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, Вып. 1: Русские падежи (элементарный уровень).— 2006.— 136 с.
  Кожевникова Е. В. Сборник тестовых заданий по русскому языку как иностранному / Е. В. Кожевникова, О.Н. Олейникова, Е. Е. Скрипкина; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования. – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2006-. Вып. 5: Русские падежи (1 сертификационный уровень). – 2009. –138 с.
  Кожевникова, Е.В. Сборник контрольных и самостоятельных работ по языку специальности (экономический профиль) / Е.В. Кожевникова; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования.— Воронеж: ВГУ, 2005
  Кожевникова, Елена Владиславовна. Сборник тестовых заданий по русскому языку как иностранному / Е.В. Кожевникова, Н.М. Федосова, Т.И. Распопова; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования.— Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, Вып. 3: Русские падежи (базовый уровень).— 2007.— 174 с.
  Лексико-грамматическое пособие: для самостоятельной работы / Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования; Т.Ю. Новикова, М.Е. Трубчанинова, О.Н. Олейникова и др.; Отв.ред. О.Н.Олейникова; [Т.Ю. Новикова и др.]; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования; под ред. О.Н. Олейниковой.— 2-е изд., испр. и доп. — Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2001.— 147 с.
  Лисаченко Л. Г. Материалы по аудированию и конспектированию лекций: учебное пособие для иностранных студентов медицинских и биологических направлений и профилей обучения / Л.Г. Лисаченко.— Воронеж: ИМО ВГУ, 2012.— 86 с.
  Материалы по языку специальности для студентов-филологов: (Средний этап обучения) / Воронеж. гос. ун-т, Подгот. фак. для иностр. граждан; [сост. Е.Ф. Акаткина, Е.В. Кожевникова, О.Н. Олейникова; под ред. О.Н. Олейниковой].— Воронеж: ВГУ, 2000.— 81, [1] с
  Материалы по языку специальности для студентов-филологов: (Средний этап обучения) / Воронеж. гос. ун-т, Подгот. фак. для иностр. граждан; [сост. Е.Ф. Акаткина, Е.В. Кожевникова, О.Н. Олейникова; под ред. О.Н. Олейниковой].— Воронеж: ВГУ, 2000
  Материалы по языку специальности для студентов-гуманитариев (пропедевтический курс): Для начального этапа обучения иностранных студентов / Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования; Сост. Е.Ф. Акаткина, Е.В. Кожевникова.— 2-е изд., испр.и доп. — Воронеж, 2003
  Научный стиль речи: Лексико-грамматический курс для студентов-иностранцев естественного профиля: (Начальный этап) / Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования; Сост. Н.А. Китаева, О.А. Сарафаникова; Отв. ред.: Е.В. Кожевникова. – Воронеж : ВГУ, 2003.— 119 с
  Новикова Т.Ю. Лексико-грамматическое пособие к учебнику «Время учить русский»: учеб. пособие / Т. Ю. Новикова, О. А. Сарафанникова, Г.И. Шабалина. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2007. – 146 с.
  Олейникова О. Н. Методические рекомендации оценки устной компетенции учащихся-иностранцев довузовского этапа обучения / О. Н. Олейникова, Т. И. Старикова; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования. – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2008. – 13 с.
  Олейникова, О.Н. Приложение к видеоурокам по научному стилю речи (для студентов экономического, юридического, исторического и филологического профилей обучения) / О.Н. Олейникова; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования.— Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2009.— 58 с.
  Пособие-приложение к видеокурсу "Русская грамматика для Вас" (имя существительное) для учащихся с родным китайским языком / Т.Ю. Новикова [и др.]; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования.— Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2007.— 115 с.
  Пособие по аудированию / Т.И. Распопова [и др.]; Воронеж. гос. ун-т, Регион. центр междунар. академ. и делового сотрудничества.— Воронеж: РЦМАДС ВГУ, 1997.— 47 с. — Прил. к учебнику "Твой собеседник"
  Практикум по грамматике: приложение к учебнику русского языка "Твой собеседник" / авт.: Т.И. Распопова, О.А. Сарафанникова; Воронеж. гос. ун-т, Подгот. фак. для иностр. граждан РЦМАДС ВГУ; [отв. ред. Т.И. Распопова].— Воронеж, 1999.— 94 с.
  Путеводитель по русскому языку. Элементарный курс для англоговорящих студентов = A guide to Russian. Elementary level course for English-speaking students: учебное пособие для иностранных учащихся / Т.И. Распопова, Т.И. Старикова, М.Г. Злобина.— Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2007.— 57 с.
  Распопова, Т. И. Время учить русский: учебник русского языка для иностранных учащихся центров довузовской подготовки / Т. И. Распопова; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования. – 2-е изд., испр. и доп. – Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2011. – 257 с.
  Распопова, Т.И. Практикум по грамматике: Приложение к учебнику русского языка "Время учить русский" / Т.И. Распопова,О.А. Сарафанникова; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования; отв. ред. Т.И. Распопова.— Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2004.— 81 с.
  Распопова, Т.И. Практикум по развитию речи в рисунках: приложение к учебнику русского языка для иностранных учащихся довузовского этапа подготовки "Время учить русский" / Т.И. Распопова, А.В. Кашкина; ред. Т.Ю. Новикова.— Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2006.— 56 с.
  Распопова, Т.И. Справочник-тренинг по русским глаголам движения: учебное пособие для иностранных учащихся / Т.И. Распопова; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования.— Изд. 2-е, испр. — Воронеж: Воронежский государственный университет,2014 .— 66 с.
  Русская грамматика для Вас (имя существительное): учебное пособие для иностранных учащихся (приложение к видеокурсу) / Т.Ю. Новикова, О.Н. Олейникова; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования.— Воронеж: ВГУ, 2003.— 50 с.
  Русско-английский поурочный и сводный словарь: приложение к учебнику "Время учить русский", ч.1 / Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования; сост. Т.И. Распопова, А.В. Кашкина.— Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2005.— 134 с.
  Русско-арабский поурочный и сводный словарь: приложение к учебнику русского языка "Время учить русский". Ч. 1 / Воронеж. гос. ун-т. ин-т междунар. образования; сост. Т.И. Распопова.— Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005 .— 154 c.
  Русско-китайский поурочный и сводный словарь: приложение к учебнику русского языка "Время учить русский "(ч.1) / Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования; сост.Распопова Т.И. [и др.].— Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005.— 200 c.
  Русско-французско-испанский поурочный и сводный словарь: приложение к учебнику русского языка "Время учить русский". Ч. 1 / Воронеж. гос. ун-т. ин-т междунар. образования; сост. Т.И. Распопова, Кашкина А.В. — Воронеж: Воронеж. гос.ун-т, 2005 .— 163 c.
  Сборник диктантов и изложений: приложение к учебнику "Время учить русский ", ч.1 / [Т.И. Распопова]; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования.— Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2004.— 30,
  Сборник изложений. Приложение к учебнику "Время учить русский" / Н.М. Авдеева, Т.И. Распопова, Т.И. Старикова; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования; ред. О.Н. Олейникова.— Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2006.— 51 с.
  Сборник контрольных работ: приложение к учебнику "Время учить русский", ч. 1 (книга для преподавателей) / Т.И. Распопова; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования.— Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2004.— 10 с.
  Сборник контрольных работ: приложение к учебнику "Время учить русский!", ч. 1 (книга для студентов) / Т.И. Распопова; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования.— Воронеж: ВГУ, 2004.— 46 с.
  Сборник контрольных работ к учебнику русского языка "Время учить русский": [для среднего этапа обучения иностранных студентов] / О.Н. Олейникова [и др.]; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования.— Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2003 .— 18 с.
  Сборник контрольных работ к учебнику русского языка "Время учить русский": Книга для преподавателя / О.Н. Олейникова [и др.]; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования.— Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2004.— 13 с.
  Сборник тестовых заданий по русскому языку как иностранному / [Е. В. Кожевникова и др.]; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования. – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2006-. Вып. 6: Русские глаголы (1 сертификационный уровень). – 2012. – 169 с.
  Сборник тестовых заданий по русскому языку как иностранному / авт.-сост. Е.В. Кожевникова [и др.]; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования.— Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, Вып. 2: Русские глаголы (базовый уровень).— 2006.— 101 с.
  Сборник тестовых заданий по русскому языку как иностранному / Е.В. Кожевникова [и др.]; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования.— Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, Вып. 4: Служебные части речи (1 сертификационный уровень).— 2008 .— 115 с.
  Скрипкина Е. Е.  Готовимся к тестированию по русскому языку как иностранному. I сертификационный уровень: учебное пособие для иностранных учащихся / Е.Е. Скрипкина, Т. И. Старикова, Н. М. Федосова.— Воронеж: ИМО ВГУ, 2013.— 128 с.
  Скрипкина Е. Е. Фонетические тесты к учебнику «Время учить русский»: учеб. пособие / Е.Е. Скрипкина. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2008 – Вып. 1: Уроки 1-3. – 82 с.
  Справочник-словарь по русской грамматике: приложение к учебнику русского языка для иностранных учащихся центров довузовской подготовки «Время учить русский», часть 2 / [Т.И. Распопова и др.]; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования ; [пер. на англ. М. Г. Злобиной]. – Воронеж: ВГУ, 2011. – 81 с.
  Справочник-словарь по русской грамматике: учебное пособие для иностранных учащихся, говорящих на вьетнамском языке / [Т. И. Распопова и др.]; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования; [пер. на вьетн. яз. Чан Тху Чанг]. – Воронеж : Воронежский государственный университет, 2012.
  Справочник-словарь по русской грамматике: учебное пособие для иностранных учащихся, говорящих на французском языке / [Т. И. Распопова и др.]; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования; [пер. на фр. Е. Н. Перевёрткиной]. – Воронеж : Воронежский государственный университет, 2013.
  Справочник-словарь по русской грамматике: учебное пособие для иностранных учащихся, говорящих на испанском языке / [Т. И. Распопова и др.]; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования; [пер. на исп. яз. И.Е. Шигиной]. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2013.
  Справочник-словарь по русской грамматике: учебное пособие для иностранных учащихся, говорящих на китайском языке / [Т. И. Распопова и др.]; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования; [пер. на кит. яз. Фу Синь Хао]. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2013.
  Справочник-словарь по русской грамматике: учебное пособие для иностранных учащихся, говорящих на арабском языке / [Т. И. Распопова и др.]; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования; [пер. на араб. яз. Хусейн Ясир Халаф]. – Воронеж : Воронежский государственный университет, 2013.
  Тексты для чтения (базовый и I сертификационный уровни) / Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования; авт.-сост. Е.Ф. Акаткина, Н.М. Авдеева, Н.М. Федосова.— Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2006.— 173,
  Тексты для чтения (элементарный и базовый уровни) / Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования; авт.-сост. Е.Н. Переверткина [и др.].— Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2013.— 138 с.
  Учебник русского языка для иностранных студентов-нефилологов (средний этап обучения) / Т.И. Распопова [и др.]; Воронеж. гос. ун-т, Подгот. фак. для иностр. граждан регион. центра междунар. акад. и делового сотрудничества; [отв. ред. Т.И. Распопова] .— Воронеж, 1997.— 197 с.

О кафедре

Кафедра русского языка подготовительного факультета для иностранных граждан Воронежского государственного университета была организована в 1968 г. Огромный вклад в формирование и развитие кафедры внесла канд. филол. наук, доц. Г. М. Погореленко, возглавлявшая её до 2000 г. С 2000 г. по 2012 г. кафедрой русского языка довузовского этапа обучения иностранных учащихся Института международного образования ВГУ руководила канд. филол. наук, доц. Т. И. Распопова. С 2012 г. кафедрой заведует канд. филол. наук, доц. Олейникова О. Н.

В настоящее время на кафедре работают 22 преподавателя, из них 6 – кандидаты наук, доценты; 3 – кандидаты наук, старшие преподаватели; 11 – старшие преподаватели; 2 – преподаватели. Также на кафедре работают старший лаборант и методист методического кабинета.

Ежегодно на кафедре обучается более 200 иностранных слушателей, готовящихся к поступлению на первые курсы российских вузов, в магистратуру, аспирантуру или докторантуру.

Учебная деятельность кафедры строится по трём основным направлениям:
1) обучение русскому языку иностранных слушателей, готовящихся к поступлению на первые курсы российских вузов;
2) обучение русскому языку иностранных слушателей, готовящихся к поступлению в магистратуру, аспирантуру или докторантуру;
3) обучение иностранных слушателей отдельным аспектам владения русским языком, в том числе в сферах профессионального и делового общения.

Учебный процесс в группах иностранных слушателей полностью обеспечен современными учебно-методическими средствами, разработанными преподавателями кафедры:
– учебно-методическими комплексами по русскому языку («Время учить русский» – для слушателей полного срока обучения, «Я люблю русский язык» – для слушателей групп позднего заезда);
– учебно-методическими комплексами по научному стилю речи (для слушателей групп экономической, гуманитарной и филологической направленности).

Преподаватели кафедры активно участвуют в создании обучающих программ и курсов на основе информационных технологий. Так, на протяжении более чем 30 лет кафедрой разрабатывались компьютерные обучающие программы по грамматике русского языка, а также видеокурс. С 2009 г. в компьютерном классе действует электронная учебно-тестовая система по всем грамматическим темам, изучаемым на этапе довузовской подготовки. Перспективным направлением является реализация дистанционного курса «Русский язык для общения», концепция и методика которого разрабатывается преподавателями кафедры.

Большое внимание на кафедре уделяется организации внеучебной работы иностранных учащихся, которая, помимо традиционных форм, включает проведение Олимпиады по русскому языку и заседаний Клуба русского языка.

С 2003 г. коллектив кафедры активно участвует в организации и проведении Фестивалей русской речи иностранных студентов вузов России, обеспечивая разработку критериев оценки знаний и навыков конкурсантов, создание материалов для проведения фестивальных конкурсов, а также работу жюри четырех уровней.

Основными направлениями научно-исследовательской работы кафедры являются:
- методика преподавания РКИ на довузовском этапе обучения;
- теоретические и практические аспекты изучения русского языка;
- особенности преподавания научного стиля речи учащимся разных специальностей.
- разработка и внедрение учебных программ, курсов, учебников и пособий по русскому языку как иностранному
- лингводидактические аспекты тестирования по русскому языку как иностранному;
- разработка интерактивных мультимедийных пособий по русскому языку как иностранному.

Адрес: 394068 Воронеж, ул. Хользунова, 40а, учебный корпус №6, каб. 332.
Телефон: +7(473)266-38-00

Информация о преподавателях кафедры русского языка довузовского этапа обучения иностранных учащихся ИМО ВГУ

Фото ФИО
научно-педагогических работников
Сфера научных интересов Читаемые курсы, спецкурсы
Велла Велла Наталия Владимировна ст. преп.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Обучение иностр. уч-ся ведёт с 1989 г.
методика преподавания РКИ русский язык как иностранный
Вязовская Вязовская Виктория Викторовна
доц., к. ф. н.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Обучение иностр. уч-ся ведёт с 2004 г.
методика преподавания РКИ, лингвопрагматика, ономапоэтика художественного текста русский язык как иностранный, научный стиль речи (для студентов гуманитарного профиля)
Данилевская Данилевская Татьяна Александровна
доц., к. ф. н.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Обучение иностр. уч-ся ведёт с 2009 г.
методика преподавания РКИ, ИТ в обучении иностранным языкам, синтаксис русского языка, деловое общение, прагмалингвистика русский язык как иностранный, научный стиль речи (для студентов гуманитарного профиля), язык делового общения, практическая стилистика, русский язык в песнях
Жидкова Жидкова Юлия Борисовна
доц., к. ф. н.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Обучение иностр. уч-ся ведёт с 2004 г.
лингвокультурология, культура речи, лексика русский язык как иностранный
Зырянова Зырянова Марина Юрьевна ст. преп.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Обучение иностр. уч-ся ведёт с 2006 г.
методика преподавания РКИ, грамматика русского языка русский язык как иностранный
Китаева Китаева Наталия Александровна ст. преп.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Обучение иностр. уч-ся ведёт с 1979 г.
методика преподавания РКИ, лингводидактическое тестирование русский язык как иностранный
Кожевникова Кожевникова Елена Владиславовна
доц., к. ф. н., доц.Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Обучение иностр. уч-ся ведёт с 1988 г.
методика преподавания РКИ, лингвокультурология, функциональная лингвистика русский язык как иностранный, научный стиль речи, язык СМИ
  Мазунина Ольга Николаевна
ст. преп.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Обучение иностр. уч-ся ведёт с 2008 г.
методика преподавания РКИ русский язык как иностранный
Новикова Новикова Татьяна Юрьевна
ст. преп.
Обучение иностр. уч-ся ведёт с 1976 г.
методика преподавания РКИ, видео- и компьютерные технологии в обучении РКИ (грамматике, фонетике, научному стилю речи) русский язык как иностранный
Олейникова Олейникова Ольга Николаевна
зав. кафедрой. к. ф. н., доц. Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Обучение иностр. уч-ся ведёт с 1980 г.
методика преподавания РКИ на довузовском этапе обучения русский язык как иностранный, научный стиль речи (для студентов филологического профиля), лингвострановедение, языки и культура народов России
Сарафанникова Сарафанникова Ольга Алексеевна
ст. преп.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Обучение иностр. уч-ся ведёт с 1980 г.
грамматика РКИ; лексический аспект в преподавании РКИ русский язык как иностранный
  Скрипкина Елена Евгеньевна
ст. преп.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Обучение иностр. уч-ся ведёт с 1999 г.
методика преподавания РКИ, синтаксис русского языка русский язык как иностранный
Слюсарева Слюсарева Ольга Анатольевна
ст. преп.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Обучение иностр. уч-ся ведёт с 2011 г.
русская диалектология, методика преподавания РКИ русский язык как иностранный
Старикова Старикова Татьяна Ивановна
ст. преп.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Обучение иностр. уч-ся ведёт c 1983 г.
методика преподавания РКИ русский язык как иностранный
Трубчанинова Трубчанинова Маргарита Евгеньевна
доц., к. ф. н.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Обучение иностр. уч-ся ведёт с 1988 г.
теория языка; межкультурная коммуникация; компаративная лингвистика; параметры, стратегии, тактики и проблемы естественности дискурса; практическая лексикография; информационно-коммуникационные технологии в преподавании русского языка как иностранного; этнолингводидактические технологии формирования языковой личности, способной к эффективной коммуникации в инокультурной среде русский язык как иностранный, научный стиль речи (для студентов экономического профиля), язык СМИ, введение в теорию межкультурной коммуникации, грамматика, методология и методика самостоятельного филологического исследования, чтение
Федосова Федосова Наталья Михайловна ст. преп.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Обучение иностр. уч-ся ведёт с 1988 г.
методика преподавания РКИ русский язык как иностранный
Шигина Шигина Ирина Евгеньевна
ст. преп.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Обучение иностр. уч-ся ведёт c 1978 г.
методика преподавания фонетики РКИ; обучение испанских студентов русскому языку; лексика (сопоставительная лингвистика) русский язык как иностранный