Кафедра естественно-научных дисциплин была создана в 1968 году. В настоящий момент целью работы кафедры является подготовка слушателей дополнительных общеобразовательных программ для иностранных граждан и лиц без гражданства по математике, физике, химии, биологии и информатике. Коллектив кафедры составляют преподаватели, владеющие методикой обучения иностранных учащихся общенаучным дисциплинам. Среди коллектива кафедры – преподаватели с учеными степенями и званиями, в том числе – в области теории и методики профессионального и предпрофессионального образования.
Уникальность предвузовской подготовки иностранных учащихся по математическим и естественно-научным дисциплинам состоит в одновременном овладении учащимися основами русского языка и предметным содержанием общенаучной дисциплины. Это определяет выбор особых методов и приёмов обучения математическим и естественно-научным дисциплинам. Среди них – ориентация языка изложения предметного материала на языковые знания и умения учащихся, минимизация предметного содержания образования и речи преподавателя; определённый темп его речи; приоритет наглядности при объяснении нового материала; строгое соблюдение норм русского языка преподавателем; учёт психофизиологических возможностей организма человека в обучении неродному языку.
Кафедра обеспечивает подготовку слушателей программам естественно-научной, медико-биологической, экономической, инженерно-технической и технологической, а также гуманитарной направленностей обучения. Процесс обучения слушателей разных направленностей обучения регламентируется отдельными учебными планами, отличающихся друг от друга предметным содержанием, учебным временем, отводимым на изучение дисциплин и формами итоговых испытаний.
С целью реализации будущих образовательных потребностей слушателей программ различных направленностей обучения, на кафедре разработаны и применяются в учебном процессе разнообразные рабочие программы по определенной учебной дисциплине. Среди них – 3 программы по физике, 4 программы по математике, 3 программы по информатике, 3 программы по химии, 3 программы по биологии. Программы отличаются друг от друга предметным содержанием и учебным временем, отводимым на овладение определённым учебным материалом. Все программы содержат детализированные до однозначного понимания конечные результаты обучения – предметные и языковые знания, умения и навыки в определённой научной области. Формирование системы конечных результатов выпускника программы осуществляется на основе критериев отбора содержания образования – фундаментальности, минимальной достаточности в обучении, перспективности и преемственности в обучении.
На сегодняшний день все учебные программы полностью – на 100 % – обеспечены литературой, созданной преподавателями кафедры. Характерной особенностью учебной литературы, применяемой в обучении математическим и естественно-научным дисциплинам, служит ее вариативность, комплексность и многофункциональность. Наличие учебной литературы в печатном и электронном виде позволяет осуществлять обучение в очной, дистанционной и электронной формах.
Для слушателей программ различных направленностей обучения, создается различная учебная литература. В обучении математике, информатике, биологии и пр. дисциплинам применяются издания, разработанные специально для слушателей программы конкретной направленности обучения.
В состав комплекса учебной литературы по определенной дисциплине входят издания, позволяющие решать различные задачи обучения. Среди них:
1) базовые учебники и учебные пособия;
2) учебные пособия – «Рабочие тетради»;
3) учебные пособия – «Тестовые задания»;
4) сборники лабораторных работ;
5) сборники задач;
6) словари по отдельным дисциплинам;
7) учебные пособия, содержащие указания к проведению вступительного тестирования, к изучению математических и естественно-научных дисциплин.
Главным средством обучения в ИМО по-прежнему остаётся учебник. Одним из требований, которые предъявляются дидактикой к современному учебнику, является его адресность, т.е. его ориентир на определённую категорию учащихся. По мнению преподавателей кафедры, специфической чертой учебника или учебного пособия для обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам для иностранных граждан и лиц без гражданства, отличающей его от учебной литературы для других категорий учащихся, является наличие в нём развитого лингвометодического аппарата – системы методических средств, позволяющей эффективно сформировать предметную и предметно-коммуникативную компетентности учащихся. Все учебники и учебные пособия, применяемые в обучении иностранцев, содержат единую, разработанную на кафедре структуру лингвометодического аппарата. В ее состав входят следующие элементы.
1. Система заданий по управлению учебно-познавательной деятельностью учащихся.
2. Словник – перечень новых слов и словосочетаний, которые вводятся при объяснении нового материала.
3. Богатый иллюстративный материал, способствующий семантизации новой лексики.
4. Выделение языковых конструкций, типичных в коммуникации на занятиях по определенной дисциплине и впервые вводимых в тексте.
5. Адаптация языка учебных текстов к уровню владения обучающимися русским языком.
6. Система упражнений и контрольных вопросов к тексту.
К каждому базовому учебнику разрабатываются рабочие тетради и тестовые задания. Рабочие тетради создают благоприятнее условия восприятия новой информации и оптимизируют учебное время, тестовые задания способствуют эффективному запоминанию новой терминологии.
Созданные на кафедре методические указания по изучению математических и естественно-научных дисциплин, служат ориентировочной основой учебной деятельности слушателей программы и применяется ими на каждом занятии и дома. Структуру этого учебного пособия составляют предисловие, знакомящее учащихся с учебными задачами, содержание подготовки по определённой дисциплине и требования к её конечным результатам в виде перечней компетенций, список обязательной и дополнительной литературы, программы экзаменов и зачётов, критерии оценок знаний и умений учащихся.
Среди технических средств обучения, которые используются на кафедре в настоящий момент, доминируют мультимедийные средства. Все без исключения преподаватели активно используют мультимедийные средства в своей методической и учебной работе. Большинство кабинетов оснащено компьютерами, проекторами, интерактивными досками, что даёт возможность их применения на каждом занятии.
Достижение высокого качества готовности к обучению в вузе предусматривает формирование у слушателей программ специальных предметных знаний и умений. С этой целью проводятся практические и лабораторные работы по информатике, химии, физики и биологии. Кабинеты, где происходит обучение этим дисциплинам, оснащены всем необходимым оборудованием для выполнения практических и лабораторных работ (среди них – микроскопическая техника и микропрепараты, модели, химическая посуда, химические реактивы, физические приборы и др.). Обучение информатике идёт в современном компьютерном классе, который рассчитан на 15 мест.
Сферой научных интересов коллектива кафедры является обучение математическим и естественно-научным дисциплинам в педагогической системе предвузовской подготовки иностранных учащихся. Основной задачей служит разработка инновационных технологий предвузовского обучения иностранных учащихся математике, информатике, физике, химии и биологии.
Методическая работа характеризуется многообразием видов и форм. Среди них – поиск эффективных методов и средств обучения иностранцев, создание специальной учебной литературы в печатном и электронном виде, формирование электронных баз данных по отдельным дисциплинам.
Традицией работы кафедры является постоянный мониторинг успеваемости выпускников. Она успешная: подавляющее число студентов первого курса многих вузов страны, – наших выпускников, преодолевает порог первых зимней и летней сессий. Последнее позволяет нам с уверенностью говорить о верности выбранного кафедрой пути по организации и осуществлении подготовки иностранных учащихся к освоению программ высшего профессионального образования.