Основные публикации и монографии

Избранные статьи

  Котельникова О.С. Содержание базисных знаний и умений при обучении математике студентов-иностранцев предвузовского этапа подготовки / О.С. Котельникова //   Поиск. Опыт. Мастерство. Актуальные вопросы обучения иностранных студентов. Сборник статей. Вып. 13.– Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009. - С. 98–100.
  Котельникова О.С. Структура и содержание учебного пособия «Начальный курс математики» для иностранных студентов довузовского этапа обучения / О.С. Котельникова // Поиск. Опыт. Мастерство : актуальные вопросы обучения иностранных студентов : сб. статей. – Вып. 14. – Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2010. - С. 117–120.
  Котельникова О. С. Проектирование учебных пособий по математике в ИМО ВГУ / О. С. Котельникова // Поиск. Опыт. Мастерство : актуальные вопросы обучения иностранных студентов : сб. ст. – Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2012. – Вып. 16. – С. 96–100.
  Котельникова О. С. Корректировка содержания программ по математике для иностранных студентов / О. С. Котельникова // Поиск. Опыт. Мастерство : актуальные вопросы обучения иностранных студентов : сб. ст. – Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2013. – Вып. 17. – С. 121–124.
  Кравцова Ю. Г. Особенности преподавания химии иностранным студентам инженерных специальностей на предвузовском этапе обучения в ИМО ВГУ / Ю. Г. Кравцова. – Proceedings of the VII International Conference “International Cooperation in Engineering Education”. – 2-4 July 2012. – St. Petersburg, Russia. – 1 электрон. опт. диск (CD). P. 121 – 129.
  Кравцова Ю. Г. Методические основы проектирования сборника задач и упражнений к учебному пособию "Общая химия" для иностранных студентов предвузовского этапа обучения  / Ю. Г. Кравцова, Т. В. Полякова. – Сборник «Интернационализация современного университета и его вклад в повышение эффективности экспорта российских образовательных услуг»: материалы международной научно-практической конференции, посвящённой 50-летию подготовки специалистов для зарубежных стран в Воронежском государственном университете. – 2012. – С. 236 – 239.
  Кравцова Ю. Г. Решение проблем предвузовской подготовки по химии иностранных студентов технических специальностей в ИМО ВГУ / Ю. Г. Кравцова. – Материалы международной научно-практич. конф. «Интернационализация региональных вузов: тенденции, стратегии, пути развития». – 23 – 25 октября 2012. – Волгоград. – С. 365 – 369.
  Кравцова Ю. Г. Различия предвузовской подготовки по химии иностранных студентов инженерных и медико-биологических специальностей / Ю. Г. Кравцова. – Сборник материалов международной научно-практич. конф. «Профессионально направленное обучение русскому языку иностранных граждан». Т. 3. – Москва: Издание МАДИ, 2012. – С. 60 – 64.
  Кравцова Ю. Г. Особенности отбора материала для сборника задач и упражнений по общей химии для иностранных студентов предвузовского этапа обучения / Ю. Г. Кравцова. – Поиск. Опыт. Мастерство. Актуальные вопросы обучения иностранных студентов. – Воронеж, 2012. – Вып. 16 . – С. 100 – 105.
  Кравцова Ю. Г. Современные представления об уровне образованности иностранных студентов предвузовского этапа обучения в области химии / Ю. Г. Кравцова. – Поиск. Опыт. Мастерство. Актуальные вопросы обучения иностранных студентов. – Воронеж, 2013. – Вып. 17 . – С.124 – 129.

 

Учебники и учебные пособия

  Методические указания к изучению естественных дисциплин (медико-биологический и естественнонаучный профили) / И.П. Родионова [и др.]; [под общ. ред. И. П. Родионовой]. – 2009. – 156 с.
  Родионова И. П. Биология. Цветковое растение :учебник для иностранных студентов предвузовского этапа обучения. – Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2005. – 177 с.
  Корчагина О. В. Биология. Цветковое растение :рабочая тетрадь для иностранных студентов предвузовского этапа обучения / О. В. Корчагина, И. П. Родионова; под общей ред. И. П. Родионовой. – Воронеж, 2010. – 102 с.
  РодионоваИ.П. Биология. Тестовые задания к курсу «Цветковое растение». Учебное пособие для иностранных студентов предвузовского этапа обучения / И. П. Родионова, О.В. Корчагина. – 2009. – 118 с.
  Родионова И.П. Биология. Многообразие живых организмов :учебник для иностранных студентов предвузовского этапа обучения. – 2007. – 164 с.
  РодионоваИ.П. Биология. Многообразие живых организмов :рабочая тетрадь для иностранных студентов предвузовского этапа обучения / И. П. Родионова, О. В. Корчагина; под ред. И. П. Родионовой. – Воронеж, 2008. – 94 с.
  РодионоваИ.П. Биология. Тестовые задания к курсу «Многообразие живых организмов» :учеб пособие для иностранных студентов предвузовского этапа обучения / И. П. Родионова, О. В. Корчагина. – Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2012. – 119. с.
  РодионоваИ.П. Биология. Основные понятия учений о клетке, наследственности и изменчивости : учебник для иностранных студентов предвузовского этапа обучения / И.П. Родионова. – 2010. – 119 с.
  Корчагина О. В. Биология. Основные теоретические понятия, законы и теории биологии: рабочая тетрадь для иностр. студентов предвуз. этапа обучения / О. В. Корчагина. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005. – 44 с.
  Камардина О. В. Словарь по биологии (Анатомия и физиология человека. Опорно-двигательная система) для студентов-иностранцев / О. Л. Камардина, О. В. Корчагина. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2000. – 20 с.
  Корчагина О. В. Человек (анатомия и физиология человека): рабочая тетрадь для иностранных студентов предвузовского этапа обучения / О. В. Корчагина, И. П. Родионова; под ред. И. П. Родионовой. – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2006. – 116 с.
  Родионова И. П. Биология: Человек (Анатомия и физиология человека) : учебное пособие для иностр. учащихся центров довуз. подгот. иностр. граждан / И. П. Родионова ; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования . – Воронеж, 2001. – 127 с.
  Родионова И.П. Биология. Тестовые задания по анатомии и физиологии человека : учебное пособие для иностранных студентов предвузовского этапа обучения / И. П. Родионова, О. В. Корчагина. – Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2007. – 108 с.
  Родионова И. П. Биология. Живые организмы: многообразие видов : учебник для иностр. студ. предвуз. этапа обучения / И. П. Родионова; Воронеж. гос. ун-т, Ин-т междунар. образования. – Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2008. – 101 с.
  Родионова И. П. Биология. Живые организмы : многообразие видов : рабочая тетрадь для иностр. студентов предвуз. этапа обучения / И. П. Родионова, О. В. Корчагина; [под ред. И. П. Родионовой]. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2008. – 45 с.
  Родионова И. П. Биология. Тестовые задания к курсу «Живые организмы: многообразие видов» : учеб. материалы для иностр. студентов предвуз. этапа обучения / И. П. Родионова, О. В. Корчагина. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2010. – 98 с.
  ПоляковаТ.В. Общая химия. Основные понятия химии : учеб. пособие для иностранных учащихся предвузовского этапа обучения / Т. В. Полякова, Т.В. Карташова. – 2009. – 48 с.
  Полякова Т. В. Общая химия : учеб. пособие для иностранных учащихся центров довузовской подготовки / Т. В. Полякова, Л. А. Сбитнева. 2-е изд., испр. –Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2010. – 156 с.
  Полякова Т. В. Органическая химия : учеб пособие для студентов-иностранцев довузовской подготовки иностранных граждан / Т. В. Полякова, Л. А. Сбитнева. – Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2004. – 71 с.
  Кравцова Ю. Г. Сборник задач и упражнений к курсу «Общая химия» : учеб. пособие для иностр. учащихся предвузовского этапа обучения / Ю. Г. Кравцова, Т. В. Полякова. – Воронеж : Воронежский государственный университет, 2014. – 106 c.
  Котельникова О. С. Математика. Основные понятия и термины элементарной математики : учеб. для иностранных студентов предвузовского этапа обучения / О. С. Котельникова. – Воронеж : Воронежский гос. ун-т. – 2014. – 136 с.
  Котельникова О. С. Математика. Рабочая тетрадь к учебнику «Основные понятия и термины элементарной математики» : учеб. пособие для иностранных студентов предвузовского этапа обучения / О. С. Котельникова. – Воронеж : Воронежский гос. ун-т. – 2014. – 104 с.
  Котельникова О. С. Математика. Тестовые задания к учебнику «Основные понятия и термины элементарной математики» : учеб. пособие для иностранных студентов предвузовского этапа обучения / О. С. Котельникова. – Воронеж : Воронежский гос. ун-т. – 2014. – 84 с.
  Карева О. М. Математика. Начала анализа : учеб. пособие для иностранных студентов предвузовского этапа обучения / О. М. Карева. – Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2013. – 84 с.
  Дикарева О. Н. Информатика: Основные понятия и термины: учеб. пособие для иностранных студентов довузовского этапа обучения / О. Н. Дикарева. – 2-е изд., испр. и доп.. – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2012. – 78 с.
  Дикарева О. Н. Словарь к учебному пособию «Информатика. Основные понятия и термины» / О. Н. Дикарева. – Воронеж : Воронежский гос. ун-т. – 2013. – 43 с.
  Авсеева О. В. Задачник-практикум по теории вероятностей и математической статистике: Учебное пособие / О. В. Авсеева, О. Н. Дикарева, Е. С. Подвальный. изд 2-е – Воронеж : «Научная книга», 2012. – 155 с.
  Физика. Механика : учеб. пособие для иностр. студентов подгот. фак. / Л. Л. Андреева, Н. В. Баскакова. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1999. – ч. 1. – 112 с.
  Андреева Л. Л. Физика. Молекулярная физика. Колебания : учеб. пособие для иностр. студентов подгот. фак. / Л. Л. Андреева, Н. В. Баскакова. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2000. – ч. 2. – 80 с.

 

О кафедре

Кафедра естественно-научных дисциплин была создана в 1968 году. В настоящий момент целью работы кафедры является подготовка слушателей дополнительных общеобразовательных программ для иностранных граждан и лиц без гражданства по математике, физике, химии, биологии и информатике. Коллектив кафедры составляют преподаватели, владеющие методикой обучения иностранных учащихся общенаучным дисциплинам. Среди коллектива кафедры – преподаватели с учеными степенями и званиями, в том числе – в области теории и методики профессионального и предпрофессионального образования.

Уникальность предвузовской подготовки иностранных учащихся по математическим и естественно-научным дисциплинам состоит в одновременном овладении учащимися основами русского языка и предметным содержанием общенаучной дисциплины. Это определяет выбор особых методов и приёмов обучения математическим и естественно-научным дисциплинам. Среди них – ориентация языка изложения предметного материала на языковые знания и умения учащихся, минимизация предметного содержания образования и речи преподавателя; определённый темп его речи; приоритет наглядности при объяснении нового материала; строгое соблюдение норм русского языка преподавателем; учёт психофизиологических возможностей организма человека в обучении неродному языку.

Кафедра обеспечивает подготовку слушателей программам естественно-научной, медико-биологической, экономической, инженерно-технической и технологической, а также гуманитарной направленностей обучения. Процесс обучения слушателей разных направленностей обучения регламентируется отдельными учебными планами, отличающихся друг от друга предметным содержанием, учебным временем, отводимым на изучение дисциплин и формами итоговых испытаний.

С целью реализации будущих образовательных потребностей слушателей программ различных направленностей обучения, на кафедре разработаны и применяются в учебном процессе разнообразные рабочие программы по определенной учебной дисциплине. Среди них – 3 программы по физике, 4 программы по математике, 3 программы по информатике, 3 программы по химии, 3 программы по биологии. Программы отличаются друг от друга предметным содержанием и учебным временем, отводимым на овладение определённым учебным материалом. Все программы содержат детализированные до однозначного понимания конечные результаты обучения – предметные и языковые знания, умения и навыки в определённой научной области. Формирование системы конечных результатов выпускника программы осуществляется на основе критериев отбора содержания образования – фундаментальности, минимальной достаточности в обучении, перспективности и преемственности в обучении.

На сегодняшний день все учебные программы полностью – на 100 % – обеспечены литературой, созданной преподавателями кафедры. Характерной особенностью учебной литературы, применяемой в обучении математическим и естественно-научным дисциплинам, служит ее вариативность, комплексность и многофункциональность. Наличие учебной литературы в печатном и электронном виде позволяет осуществлять обучение в очной, дистанционной и электронной формах.

Для слушателей программ различных направленностей обучения, создается различная учебная литература. В обучении математике, информатике, биологии и пр. дисциплинам применяются издания, разработанные специально для слушателей программы конкретной направленности обучения.

В состав комплекса учебной литературы по определенной дисциплине входят издания, позволяющие решать различные задачи обучения. Среди них:

1) базовые учебники и учебные пособия;
2) учебные пособия – «Рабочие тетради»;
3) учебные пособия – «Тестовые задания»;
4) сборники лабораторных работ;
5) сборники задач;
6) словари по отдельным дисциплинам;
7) учебные пособия, содержащие указания к проведению вступительного тестирования, к изучению математических и естественно-научных дисциплин.

Главным средством обучения в ИМО по-прежнему остаётся учебник. Одним из требований, которые предъявляются дидактикой к современному учебнику, является его адресность, т.е. его ориентир на определённую категорию учащихся. По мнению преподавателей кафедры, специфической чертой учебника или учебного пособия для обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам для иностранных граждан и лиц без гражданства, отличающей его от учебной литературы для других категорий учащихся, является наличие в нём развитого лингвометодического аппарата – системы методических средств, позволяющей эффективно сформировать предметную и предметно-коммуникативную компетентности учащихся. Все учебники и учебные пособия, применяемые в обучении иностранцев, содержат единую, разработанную на кафедре структуру лингвометодического аппарата. В ее состав входят следующие элементы.

1. Система заданий по управлению учебно-познавательной деятельностью учащихся.
2. Словник – перечень новых слов и словосочетаний, которые вводятся при объяснении нового материала.
3. Богатый иллюстративный материал, способствующий семантизации новой лексики.
4. Выделение языковых конструкций, типичных в коммуникации на занятиях по определенной дисциплине и впервые вводимых в тексте.
5. Адаптация языка учебных текстов к уровню владения обучающимися русским языком.
6. Система упражнений и контрольных вопросов к тексту.

К каждому базовому учебнику разрабатываются рабочие тетради и тестовые задания. Рабочие тетради создают благоприятнее условия восприятия новой информации и оптимизируют учебное время, тестовые задания способствуют эффективному запоминанию новой терминологии.

Созданные на кафедре методические указания по изучению математических и естественно-научных дисциплин, служат ориентировочной основой учебной деятельности слушателей программы и применяется ими на каждом занятии и дома. Структуру этого учебного пособия составляют предисловие, знакомящее учащихся с учебными задачами, содержание подготовки по определённой дисциплине и требования к её конечным результатам в виде перечней компетенций, список обязательной и дополнительной литературы, программы экзаменов и зачётов, критерии оценок знаний и умений учащихся.

Среди технических средств обучения, которые используются на кафедре в настоящий момент, доминируют мультимедийные средства. Все без исключения преподаватели активно используют мультимедийные средства в своей методической и учебной работе. Большинство кабинетов оснащено компьютерами, проекторами, интерактивными досками, что даёт возможность их применения на каждом занятии.

Достижение высокого качества готовности к обучению в вузе предусматривает формирование у слушателей программ специальных предметных знаний и умений. С этой целью проводятся практические и лабораторные работы по информатике, химии, физики и биологии. Кабинеты, где происходит обучение этим дисциплинам, оснащены всем необходимым оборудованием для выполнения практических и лабораторных работ (среди них – микроскопическая техника и микропрепараты, модели, химическая посуда, химические реактивы, физические приборы и др.). Обучение информатике идёт в современном компьютерном классе, который рассчитан на 15 мест.

Сферой научных интересов коллектива кафедры является обучение математическим и естественно-научным дисциплинам в педагогической системе предвузовской подготовки иностранных учащихся. Основной задачей служит разработка инновационных технологий предвузовского обучения иностранных учащихся математике, информатике, физике, химии и биологии.

Методическая работа характеризуется многообразием видов и форм. Среди них – поиск эффективных методов и средств обучения иностранцев, создание специальной учебной литературы в печатном и электронном виде, формирование электронных баз данных по отдельным дисциплинам.

Традицией работы кафедры является постоянный мониторинг успеваемости выпускников. Она успешная: подавляющее число студентов первого курса многих вузов страны, – наших выпускников, преодолевает порог первых зимней и летней сессий. Последнее позволяет нам с уверенностью говорить о верности выбранного кафедрой пути по организации и осуществлении подготовки иностранных учащихся к освоению программ высшего профессионального образования.

Информация о преподавателях кафедры естественнонаучных дисциплин ИМО ВГУ

Фото ФИО науч­но-пе­да­го­ги­че­ских ра­бот­ни­ков Сфе­ра на­уч­ных ин­те­ре­сов Чита­е­мые пред­ме­ты
Родионова ИП Роди­о­но­ва Ири­на Пет­ров­на, зав. ка­фед­рой, кан­ди­дат пе­да­го­ги­че­ских на­ук, до­цент rodionova­@­interedu.vsu.ru Обу­че­ние иностр. уч-ся ве­дёт с 1980 г. Тех­но­ло­гия пред­ву­зов­ско­го обу­че­ния ино­стран­ных уча­щих­ся дис­ци­пли­нам ма­те­ма­ти­че­ско­го и ес­тест­вен­но-на­уч­но­го цик­лов. Биоло­гия
Мироненко_НВ Миро­нен­ко На­та­лья Вла­ди­ми­ров­на, до­цент, кан­ди­дат хи­ми­че­ских на­ук natashamir­@­yandex.ru Обу­че­ние иностр. уч-ся ве­дет с 2019г. Раз­ра­бот­ка и усо­вер­шен­ство­ва­ние ме­то­до­ло­ги­че­ских ос­нов обу­че­ния ино­стран­ных сту­ден­тов дис­ци­пли­нам хи­ми­че­ско­го про­фи­ля. Химия, ма­те­ма­ти­ка
Хамса_А Алка­ди Хам­са, пре­по­да­ва­тель
hamsa.phd.­hassan44­@­gmail.com
Ма­те­ма­ти­че­ские мо­де­ли с ис­поль­зо­ва­ни­ем диф­фе­рен­ци­аль­ных урав­не­ний. Мате­ма­ти­ка, ин­фор­ма­ти­ка (дек­рет­ный от­пуск)
Курклинская_ЭЮ Кур­клин­ская Эле­о­но­ра Юрь­ев­на, пре­по­да­ва­тель Мате­ма­ти­че­ские мо­де­ли с ис­поль­зо­ва­ни­ем ме­то­дов прог­рам­ми­ро­ва­ния Матема­ти­ка, ин­фор­ма­ти­ка
Лейба_ОГ Лейба Оль­га Ген­надь­ев­на, пре­по­да­ва­тель Мето­ды ал­го­рит­ми­че­ско­го прог­рам­ми­ро­ва­ния Инфор­ма­ти­ка, ма­те­ма­ти­ка
Смусева _СО Смусе­ва Свет­ла­на Оле­гов­на, пре­по­да­ва­тель smuseva­@­interedu.vsu.ru Обу­че­ние иностр. уч-ся ве­дет с 2019г. Опти­ми­за­ция обу­че­ния фи­зи­ки ино­стран­ных сту­ден­тов. Физи­ка
Архипова Е Архипо­ва Еле­на ла­бо­рант arhipovaea­@­inbox.ru ;