"Русский язык – территория образования"

С 30.11 по 4.12 делегация ВГУ находилась на родине Конфуция – в провинции Шаньдунь (КНР).
В состав делегации вошли проректор по международным связям и маркетингу О. Н. Беленов, директор Института международного образования В. В. Родионов и начальник управления международного сотрудничества Н. Е. Журбина, а также сотрудники ИМО ВГУ.
Реализация проекта «Русский язык – территория образования» происходит при поддержке гранта федеральной целевой программы Министерства образования и науки Российской Федерации «Русский язык» на 2016–2020 годы.
В рамках программы мероприятий международного образовательного проекта прошли:
• выставка-презентация системы высшего образования РФ;
• научно-методическая конференция по проблемам преподавания русского языка как как иностранного;
• мастер-классы для преподавателей и студентов;
• встречи с представителями высших и средних учебных заведений пров. Шаньдун (г. Цзинань, г. Тайюань).
В семинаре приняли участие представители ВГУ, Шаньдунского университета (в т. ч. преподаватель РАНХиГС), сотрудники средних учебных заведений провинции Шаньдун, преподаватели ВГУ, работающие в китайских вузах-партнерах (Сычуаньский университет иностранных языков (г. Чунцин), университет Санья (пров. Хайнань), Центральный университет национальностей (г. Пекин)).
Открыла форум презентация системы российского образования (О. Н. Беленов, Н. Е. Журбина). Были представлены возможности российской системы образования в целях получения китайскими гражданами высшего профессионального образования на русском языке. Отмечалась двусторонняя заинтересованность в обучении русскому языку китайских студентов и китайскому языку российских студентов.
Были намечены формы потенциального сотрудничества – от летних курсов на базе обоих вузов, включенного обучения, стажировок и учебных практик до реализации совместных образовательных программ и программ двойных дипломов.
В ходе форума обсуждались следующие вопросы методики обучения студентов РКИ:
• практические аспекты преподавания русского языка студентам;
• РКИ в китайской школе;
• содержание и цели спецкурсов РКИ, преподаваемых китайским студентам в российских и китайских вузах;
• внеучебные формы работы в аспекте преподавания РКИ;
• методика научно-исследовательской работы на примере работ китайских студентов филологических специальностей;
• письменный и устный русско-китайский и китайско-русский перевод;
• инновационные компьютерные технологии в обучении РКИ.
Помимо традиционных форм устного доклада, опыт воронежских преподавателей был представлен в форме демонстрационного интерактивного занятия “Открытый урок русского”, проведенного с китайскими студентами. Видеоурок, состоящий из пяти эпизодов, провели высококвалифицированные педагоги кафедры русского языка довузовского этапа обучения иностранных учащихся ИМО ВГУ.
В начале урока учащимся была предложена «Фонетическая разминка» в игровой форме. Ст. преп. О. А. Слюсарева показала методику работы над постановкой корректного произношения твердых фонем [д] и [т], традиционно трудных для китаеговорящих.
Далее следовал раздел «Грамматика. Повторение активных причастий настоящего времени». Ст. преп. М. Ю. Зырянова разъяснила формообразование данного вида причастия, способы трансформации причастного оборота в сложные предложения с придаточным определительным (со словом “который”).
Ст. преп. О. А. Сарафанникова в своей части «Говорение. Выражение мнения» рассмотрела способы выражения согласия/несогласия, сходства/различия на материале систем высшего образования КНР и РФ и интернет-высказываний российских студентов об образовании в Китае.
Эпизод «Письмо. Составление письма с опорой на прочитанный текст», проведенный канд. фил. наук, ст. преп. Ю. Б. Жидковой, базировался на традиционном для письменной части теста задании - написании дружеского письма. Студенты написали письмо, основанное на прочитанном тексте об СПбГУ.
Завершающая часть «Контроль. Учебно-тестовая система ИМО ВГУ», была записана в компьютерном классе, оборудованном учебно-тестовой системой, специально разработанной для обучения на русском языке как иностранном. Доц. М. Е. Трубчанинова составила задания тестового типа на основе текста о мотивации в обучении.
Формат видеоурока позволил ведущим преподавателям ВГУ поделиться своим практическим опытом работы с китаеговорящими студентами, что вызвало живой отклик со стороны китайских коллег и, несомненно, обогатило методическую мастерскую РКИ представителей обеих сторон.
Второй день научно-методической конференции был посвящен новейшим электронным средствам обучения, разработанным на базе ВГУ и активно применяемым в учебном процессе.
Представленная китайской аудитории образовательная онлайн-платформа «Русский виртуальный класс» вызвала неподдельный интерес как у методистов, так и учащихся. Слушатели были впечатлены широкими лингводидактическими возможностями платформы и арсеналом интерактивно-мультимедийных средств, позволяющих добиться высоких результатов при обучении русскому языку. Интерактивная библиотека платформы, включающая широкий спектр учебных электронных материалов, покрывает потребности изучающих РКИ (от элементарного уровня (А1) до высокого С1-С2).
Особый интерес вызвала совместная разработка методистов и программистов ИМО ВГУ - этноориентированный электронный учебник «Говорим по-русски», адресованный носителям китайского языка, изучающим русский язык вне языковой среды. Уникальность данного учебника, представляющего собой электронный образовательный ресурс нового поколения, состоит в том, что он базируется на принципе комплексного обучения всем видам речевой деятельности на основе новейших разработок в области электронной лингводидактики. Участники семинара увидели, как разные интерактивно-мультимедийные ресурсы электронного учебника моделируют систему интенсивного обучения, обеспечивая полное погружение слушателя в виртуальную языковую среду.
Кроме того, форум предоставил руководителям и преподавателям ВГУ ценную возможность профессионального общения с китайскими коллегами из вузов и школ. Они рассказали о своих поисках и потребностях, что позволило лучше понять состояние китайской системы образования на данный момент, оценить потенциал различных направлений и форм сотрудничества. Так, в докладе директора Тайюаньской школы иностранных языков Лю Вэйбо прозвучал тезис о проблематичности профориентации выпускников, владеющих русским языком, что позволило выйти на предметный разговор о необходимости создания прямых связей между китайской школой и российским вузом.
Это доказывает целесообразность и даже необходимость регулярного проведения мероприятий, подобных данному форуму, и расширения круга профессиональных контактов в сфере китайского русскоязычного образования.

Новости и объявления

О приёме заявок от иностранных граждан на обучение

Внимание!

Инсти­тут меж­ду­на­род­но­го обра­зо­ва­ния Во­ро­неж­ско­го го­су­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та с 8 ап­ре­ля 2024 го­да на­чи­на­ет при­ём за­я­вок от ино­стран­ных граж­дан на обу­че­ние в 2024/2025 учеб­ном го­ду.

Подробнее...

XII Международная научная конференция иностранных студентов 2024

Уважаемые сту­ден­ты, ма­ги­стран­ты и ас­пи­ран­ты!
Воронежский го­су­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет при­гла­ша­ет вас при­нять учас­тие в XII Меж­ду­на­род­ной на­уч­ной кон­фе­рен­ции ино­стран­ных обу­ча­ю­щих­ся «Сту­ден­че­ская на­у­ка как ре­сурс ин­но­ва­ци­он­но­го по­тен­ци­а­ла раз­ви­тия», ко­то­рая сос­то­ит­ся 15 мая 2024 г. в ВГУ по ад­ре­су: г. Во­ро­неж, ул. Холь­зу­но­ва, 40а, учеб­ный кор­пус ВГУ № 6 (Инс­ти­тут меж­ду­на­род­но­го обра­зо­ва­ния ВГУ).

Подробнее...