Описание типизации текста приложения

Идея типизации тек­ста со­сто­ит в том, что­бы поль­зо­ва­тель лег­ко мог ори­ен­ти­ро­вать­ся в тек­сте учеб­ни­ка. Лю­бой фраг­мент тек­ста дол­жен быть пред­став­лен та­ким обра­зом, что­бы бы­ло сра­зу по­нят­но к ка­ко­му ти­пу он от­но­сит­ся: к за­го­лов­ку, фи­зи­че­ско­му за­ко­ну, опре­де­ле­нию и т. д. В дан­ном учеб­ном по­со­бии вы­де­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие ти­пы тек­ста:

1) Заголовок.
2) Наиболее важ­ный текст учеб­ни­ка.
3) Термин и его опре­де­ле­ние.
4) Физический закон или важ­ное утверж­де­ние.
5) Таблицы с наиболее важ­ной ин­фор­ма­ци­ей.
6) Рисунки, поясняющие фи­зи­че­ские по­ня­тия.
7) Текст учебника.

1. Испльзуются заго­лов­ки трёх ви­дов:
- заголовок всей стра­ни­цы учеб­ни­ка;
- заголовок раз­де­ла стра­ни­цы;
- внутренний за­го­ло­вок раз­де­ла.
Ниже приведены изо­бра­же­ния всех трёх ви­дов за­го­лов­ков:

Заголовок 1 Рис. 1. Пример заголовка стра­ни­цы
Заголовок 2 Рис. 2. Пример заголовка раз­де­ла стра­ни­цы
Заголовок 3 Рис. 3. Заголовок раздела стра­ни­цы (крас­ный) и вну­трен­ний за­го­ло­вок раз­де­ла (чёр­ный)
2. Наиболее важ­ный текст учеб­ни­ка – мел­кий жир­ный си­ний шрифт. Этим шриф­том вы­де­ля­ют­ся глав­ные мыс­ли раз­де­лов и стра­ниц учеб­ни­ка, текс­ты опре­де­ле­ний, а так­же, на­и­бо­лее важ­ные по­ня­тия и тер­ми­ны. При­ме­ры ис­поль­зо­ва­ния на­и­бо­лее важ­но­го текс­та:

Важный текст Рис. 4. В качестве при­ме­ра - од­но из на­и­бо­лее важ­ных по­ло­же­ний раз­де­ла
Определение Рис. 5. Во всех опре­де­ле­ни­ях сле­ду­ю­щий за тер­ми­ном текст вы­де­ля­ет­ся как на­и­бо­лее важ­ный
Выделение термина Рис. 6. Пример вы­де­ле­ния тер­ми­на «фи­зи­че­ская ве­ли­чи­на» в текс­те

3. Термин – это точ­ное обо­зна­че­ние опре­де­лён­но­го по­ня­тия. Вы­де­ля­ет­ся мел­ким жир­ным зе­лё­ным шриф­том (шрифт тер­ми­на), тог­да как его опре­де­ле­ние вы­де­ля­ет­ся мел­ким жир­ным си­ним шриф­том (шрифт на­и­бо­лее важ­но­го текс­та):

Определение Рис. 7. Пример определения тер­ми­на «ме­ха­ни­че­ское дви­же­ние»
Определение Рис. 8. В качестве термина рас­сма­три­ва­ет­ся фи­зи­че­ская фор­му­ла, а текст да­ёт наз­ва­ние дан­ной фор­му­лы

4. Физический закон, по­ло­же­ние или важ­ное утверж­де­ние яв­ля­ет­ся текс­том, по­ме­щён­ным в крас­ную рам­ку. Примеры:

Закон Рис. 9. Пример пред­став­ле­ния фи­зи­че­ско­го за­ко­на
Закон_2 Рис. 10. Пример представления важ­ных по­ло­же­ний ки­не­ма­ти­ки

5. Таблицы с наиболее важ­ной ин­фор­ма­ци­ей – вид пред­ста­вле­ния ин­фор­ма­ции в на­и­бо­лее наг­ляд­ном и сжа­том ви­де. Примеры:

Таблица Рис. 11. Таблица с дву­мя внут­рен­ни­ми за­го­лов­ка­ми и об­щи­ми фор­му­ла­ми
Таблица_2 Рис. 12. Таблица с наи­бо­лее важ­ны­ми фи­зи­че­ски­ми со­от­но­ше­ни­я­ми

6. Рисунки, поясняю­щие или ил­лю­стри­ру­ю­щие то , или иное фи­зи­че­ское по­ня­тие. Примеры:

Мат_точка Рис. 13. Иллюстрация материальной точ­ки (са­мо­лёт, спут­ник)
Мат_точка_2 Рис. 14. Иллюстрация ра­ди­ус-век­то­ра

7. Текст учебника. Ос­нов­ной текст учеб­ни­ка слу­жит ис­точ­ни­ком учеб­ной ин­фор­ма­ции, обя­за­тель­ной для изу­че­ния и усво­е­ния уча­щи­ми­ся. Пример:

Текст_Учебника Рис. 15. Образец текста учебника
При использовании ти­пи­за­ции для пред­став­ле­ния текс­та учеб­ни­ка, поль­зо­ва­те­лю ста­но­вит­ся яс­на струк­ту­ра текс­та учеб­но­го по­со­бия. По­э­то­му лег­ко по­нять, ка­кую часть текс­та не­об­хо­ди­мо тща­тель­но изу­чать и за­по­ми­нать на­и­зусть - опре­де­ле­ния, за­ко­ны, фор­му­лы и текс­ты таб­лиц под­ле­жат за­по­ми­на­нию, и на их изу­че­ние и по­ни­ма­ние сле­ду­ет обра­тить осо­бое вни­ма­ние. Поиск тер­ми­нов, на­и­бо­лее важ­ных по­ло­же­ний и утверж­де­ний ста­но­вит­ся лёг­кой за­да­чей. Ти­пи­зи­ро­ван­ный текст облег­ча­ет изу­че­ние и ис­поль­зо­ва­ние учеб­но­го по­со­бия.
© copyright ИМО ВГУ Учебные пособия 2022